Путь художника


         

Если вас не взяли на


Если вас не взяли на роль, которая с самого начала была "вашей", не предложили присоединиться к компании, отменили показ вашего фильма или даже не рассмотрели пьесу ? все это творческие потери.

Пожалуй, больше всего вреда приносят такие их формы, которые как-либо связаны с критикой. Ваш внутренний художник, как внутренний ребенок, редко обижается на правду. Еще раз повторю, что большая часть конструктивной критики только помогает художнику вздохнуть свободно. Мы похожи на детей, но все же не глупы. "Ага!" ? часто восклицаем мы, услышав уместную и точную критику. Художник думает: "Да! Я вижу! Конечно! Я могу это подправить!".

Критика, которая приносит художнику вред, ? высказана она с добрыми намерениями или нет ? лишена спасительного зерна истины, при этом в ней есть некое укоризненное порицание или непререкаемое и неконкретное осуждение, которое невозможно рационально опровергнуть.

Учителя, редакторы, наставники часто бывают для молодых художников авторитетными фигурами или чем-то вроде родителей. Неотъемлемое условие такой связи ученика и учителя ? доверие. Когда оно разрушается, эффект так же силен, как при родительском насилии. Речь в обоих случаях идет об эмоциональном инцесте. Полный доверия ученик слышит от недобросовестного учителя, что его работа плохая, что он не подает никаких надежд, что ныне мэтр видит пределы истинному таланту ученика, а ранее ошибался или сомневается в том, что талант присутствует. Такая критика ? очень субъективная и очень расплывчатая ? похожа на скрытое сексуальное домогательство, оставляющее смутную тяжесть в душе. Ученик чувствует себя пристыженным, оттого что он плохой художник или, что еще хуже, глупец, потому что решил испытать свои способности.


Содержание  Назад  Вперед